Тут, как мне кажется, неслучайно два утверждения вместе.
"разве всё чем богат наш мир - это не взято из внешнего?" Если "Нет ничего в разуме, что прежде уже не явилось бы в опыте", то действительно, внутренний мир наполняется по мере накопления информации извне и человек рождается с сознанием/внутренним миром в виде "чистого листа". Тогда и в состоянии полной сенсорной депривации человек оперирует только ранее полученным опытом и не может производить/придумывать/представлять что-то новое.
С другой стороны, если у человека есть слой априорного сознания, то его внутренний мир при рождении уже богаче, чем то, что человек воспринимает извне. Тогда в состоянии сенсорной депривации почему мозг человек, опираясь на изначальный опыт и на опыт, полученный ранее из внешнего мира, не может оперировать имеющимися знаниями и производить новую информацию/идеи/мысли, пусть он и не может проверить их эмпирически.
Также здесь несовсем ясно рассматриваем мы внешний мир, который поддается восприятию в данный момент конкретным человеком, т.е. является в известных пределах ограниченным, или мы рассматриваем внешний мир как совокупность величин, которые человек вообще неспособен воспринять своими органами чувств. Т.е. относить ли к внешнему мару планету K-Pax созвездия Лира или излучение невидимого спектра.
Если человек рождается без априорного опыта, то как происходит возникновение новых идей, как решаются задачи, еще не имеющие решения, или решение которых еще не известно (инсайт). Для примера: эксперимент В. Келера, демонстрирующий способность шимпанзе к внезапному прозрению: «Одна из обезьян Келера в эксперименте с недосягаемым для нее бананом сначала пыталась достать плод одной палкой, потом другой, но палки были слишком коротки. Тогда она прекратила свои попытки, стала разглядывать находившиеся около нее предметы и вдруг быстро проделала логичную последовательность действий: схватила обе палки, вставила их одну в другую, просунула между прутьев клетки и достала банан."
Коротко про состояние сенсорной депривации: "В 1956 году в Университете Мак-Гилла группой психологов был произведен соответствующий опыт. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей мира. Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособными выдержать такие условия дольше 2-3 дней. Был сделан вывод, что это отражает фундаментальную потребность организма в получении стимулов от изменяющегося окружения. У самых выносливых испытуемых возникали галлюцинации, и это, по мнению ученых, указывало на то, что без внешних раздражителей интеллектуальные функции и сама личность неизбежно деградируют.
Другой ученый, Дж. Лилли, в тот же период проверял действие сенсорной изоляции на самом себе. Он делал это в непроницаемой камере, где он был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был почти лишен даже ощущений, связанных с весом собственного тела. И лишь позднее, после нескольких лет исследований (в 1977 г.) он решился прокомментировать свои эксперименты. Однако его выводы диаметрально противоположны выводам, сделанным психологами из Университета Мак-Гилла. По мнению Лилли, условия изоляции в камере, напротив, увеличивают сенсорный опыт, и это происходит без участия известных внешних раздражителей.
Лилли отмечает, что после периода напряженности, которую он чувствовал сам и чувствовало большинство испытуемых в Университете Мак-Гилла, постепенно наступает новое состояние сознания, сопровождающееся множеством зрительных образов - всевозможных галлюцинаций и иллюзий. Когда субъект принимает эти явления спокойно и не рассматривает их как патологические, они позволяют ему испытать своеобразное ощущение «океанской волны», которое достигает такой интенсивности, что несколькими часами позже, в момент выхода из изолированной камеры, он чувствует себя вновь рожденным.
Такое толкование сближает нас с опытом восточных мастеров медитации. Но в противоположность тому, как действуют эти последние, при опыте в изолированной камере происходит резкий разрыв с постоянно действующей на организм реальностью. И тогда сам организм принимает последствия столкновения со своим внутренним миром и со всеми видениями, которые развиваются и проявляются вне реальности.
Открытие этого внутреннего мира, свободного от всякой цензуры, и обогащение, которое он, видимо, несет индивидууму, противоречит выводам, сформулированным психологами из Университета Мак-Гилла. Дело в том, что эти ученые рассматривают наш опыт как нечто ограниченное внешней реальностью, а это, как подчеркивает Лилли, есть та реальность, которая была смоделирована с помощью переданных нам мыслей и знаний социальной группой, к которой мы принадлежим. И мы не можем без тревоги отойти от этой нашей реальности."
to bandurik: можно пояснить прямо для слаборазвитых что означают буквы в формулах, а то в самом начале этой прекрасной субботы буквы никак не ассоциируются со словами перед ними)))